Автомобильные кондиционеры - всё, что о них известно
Что даёт кондиционер? Если вдуматься, становится ясно — из воздуха извлекается влага и тепло, в результате чего холодный и сухой воздух создаёт впечатление свежести, по сути, ложное.
Принцип работы.
Кондиционер содержит в себе несколько рабочих узлов, которые связаны между собой переплетением герметичных трубок, по которым движется особый, называемый хладагентом, состав, постоянно меняющий структуру с жидкой на газообразную, благодаря чему изымается тепло из поступающего в кондиционер воздуха.
Основной деталью кондиционера можно назвать регулирующий вентиль, размещённый на испарителе, который находится непосредственно в салоне машины. Принцип работы вентиля, игольчатого типа или сделанного в виде диафрагмы, следующий — под большим давлением через него в испаритель подаётся хладагент, где разбрызгивается в виде мельчайших капелек вперемешку с газом, создавая эффект тумана. Конструкция игольчатого распределительного вентиля подразумевает наличие в нём отверстия, в котором имеется иголка, обладающая возможностью ограниченного движения с целью перекрытия отверстия в большей или меньшей степени, причём, на активность иглы влияет термодатчик, который установлен в испарителе.
Проходя через маленькое отверстие и испаряясь, хладагент из жидкого состояния переходит в газообразное, и образует при этом область низкого давления, что приводит, к падению температуры. Насколько холодным станет хладагент, зависит лишь от того, насколько маленьким будет отверстие, а это, в свою очередь, зависит от иголки, заключённой в отверстии. Лучшим вариантом можно считать температуру, при которой вода почти замерзает, но не настолько низкую, чтобы образовался лёд, которым может покрыться испаритель, вследствие чего доступ воздуха станет затруднителен.
Что касается действия диафрагмы, то тут всё проще: отсутствие движущихся частей не позволяет контролировать подачу хладагента, но, в принципе, это и не нужно, поскольку в этом случае устанавливается реле давления, либо термореле.
Итак, хладагент в виде газа поступил в испаритель, как уже упоминалось, под высоким давлением, резко понижая температуру и, понятное дело, лишая тепла воздух, поступающий в испаритель снаружи, чему в немалой степени способствуют рёбра в теплообменнике. Вся влага, которая превращается в конденсат и оседает в виде капелек на внешней поверхности испарителя (который расположен внутри корпуса кондиционера, как уже говорилось), затем сливается за пределы салона, а вот сухой, да ещё и охлаждённый воздух возвращается обратно в салон.
Однако хладагент, остужая воздух, нагревается сам, и вот, чтобы выделить это тепло, ему необходимо оказаться в конденсаторе при помощи компрессора, создающего разреженную среду, всасывающую хладагент, что, собственно, и помогает хладагенту двигаться внутри системы трубок. Сам компрессор работает за счёт ременной передачи от двигателя, через электромагнитную муфту, что было сделано лишь с одной целью — чтобы кондиционер мог быть выключен или задействован в любое время. В компрессоре хладагент вновь оказывается под действием высокого давления в газообразном состоянии и с силой подаётся в конденсатор, где и охлаждается, становясь жидким, чтобы затем вновь оказаться направленным в регулирующий вентиль. И так без конца, по замкнутому кругу, пока пассажиры в салоне нуждаются в кондиционере, пока в салоне есть влажный и тёплый воздух.
Необходимые дополнения.
В некоторых случаях возникает нужда в таком дополнительном узле, как ресивер-осушитель, его зачастую, хоть и не во всех моделях кондиционеров, можно обнаружить между регулирующим вентилем и конденсатором. Это своего рода дополнительный фильтр, иногда называемый аккумулятором, и в его задачу входит удаление избытков влаги из хладагента. К сожалению, данный узел постепенно вбирает в себя максимально возможное количество влаги и в дальнейшем подлежит замене, о чём нетерпеливо сообщает при помощи специального индикатора. Кстати, там же, между конденсатором и испарителем, в районе регулирующего вентиля, в системе трубок делают смотровые стеклянные глазки, чтобы видеть, какое состояние на данный момент у хладагента, то есть, наличествуют ли в нём пузырьки воздуха.
Нелишне будет упомянуть ещё и нагнетатель, который расположен возле испарителя и, как следует из названия, подаёт в испаритель воздух извне, а также вентилятор, снабжённый термостатом, в значительной степени улучшающий работу конденсатора. Часто внутри системы предусмотрен и особый датчик давления, помещаемый, как правило, около ресивера-осушителя, и обеспечивающий оптимальное давление внутри компрессора и, понятное дело, во всей системе, а также контролирующий работу вентилятора, установленного возле конденсатора. Логично предположить, что для различных систем и давление должно быть разным, это зависит непосредственно от модели кондиционера. Некоторые модели, кстати, снабжаются ещё и нагревательным элементом, который устанавливается над испарителем, таким образом, чтобы воздух, посредством специальной смесительной заслонки, распределялся между нагревателем и испарителем, что позволило бы контролировать его температуру.
Насколько автомобильные кондиционеры экологичны.
Запрещённый нынче фреон R12, широко использующийся ранее в кондиционерах всех систем, больше не в ходу, после того, как было доказано его разрушительное воздействие на озоновый слой. Да и помимо того было выявлено, что при сильном нагреве из R12 выделялся фосген, газ с высокой токсичностью. Выпуск кондиционеров с этим веществом прекратился, хотя старые системы ещё используются и подзаряжаются, что, впрочем, скорее всего, скоро прекратится ввиду того, что фреон постоянно дорожает. Сегодня же найден идеальный заменитель фреону, а именно, вполне оптимальный в отношении экологичности хладагент R134А. Но и в этом случае соблюдаются все предосторожности во избежание хоть малейшей вероятности утечки вещества, для чего используются всевозможные клапаны и прочие устройства.
Кто-то может решить, что новый хладагент вполне подойдёт и для старых систем, но это не так, поскольку мощности новых кондиционеров рассчитаны с учётом того, что R134А менее эффективен, нежели фреон R12. Исходя из этого, можно понять, что старые кондиционеры будут не справляться с возложенной на них функцией, а то и просто перегреваться и выходить из строя. И ещё — в старых кондиционерах используются простые резиновые шланги и специальные соединительные узлы, с так называемым «ёршиком» в месте насадки шланга, для лучшей фиксации. А через резиновый шланг R134А способен просочиться, постепенно, но всё же вполне успешно. Понадобятся специальные шланги с внутренней оплёткой, которая будет нарушена фиксаторами «ёршиками», вследствие чего хладагент всё равно будет просачиваться из системы. Как видите, для старых систем ничего, кроме фреона, не подойдёт, либо нужно со временем переходить на новые кондиционеры с безопасным хладагентом. В крайнем случае, можно попробовать поменять всю систему внутри старого кондиционера из расчёта на R134А, а заодно перейти и на синтетическое масло, ну и ресивер-осушитель новый поставить, после чего тщательно протестировать то, что в итоге получилось. Вполне возможно, что старый кондиционер приноровится к новому хладагенту и они сработаются.
Обеспечение работоспособности.
Правильная эксплуатация кондиционера — залог того, что он будет служить долго и работать чётко, как швейцарские часы. В частности, для этого нужно соблюдать элементарные правила, такие, как полностью закрытые окна в машине при включённом кондиционере (кстати, для счастливых обладателей люка – он должен быть закрыт тоже). А чтобы салон охладился быстрее, перед включением кондиционера нужно проветрить салон, поскольку спёртый воздух, даже пропущенный через кондиционер, не доставит радости. Чтобы стёкла не запотевали, порой можно попробовать включить одновременно с кондиционером и печку, но это не всегда возможно из-за ограниченности функционала.
Следует помнить и о том, что многие подвижные детали в кондиционере смазываются маслом, которое движется в системе вместе с хладагентом (по разным трубкам, разумеется), и в бездействии некоторые узлы, не снабжающиеся маслом длительное время, начинают разрушаться, теряя герметичность. Исходя из этого, лучше всего запускать кондиционер, время от времени, включая сюда и зимний сезон, чтобы масло разбегалось по всем узлам и не застаивалось.
Кондиционеры нуждаются в профессиональном ремонте.
Если у вас внезапно сломался кондиционер, не пытайтесь отремонтировать его самостоятельно, тем более таким, часто срабатывающим, методом, как хороший оперкот по корпусу — рискуете разгерметизировать систему.
Тестировать систему нужно специальными приборами, которые имеются только у профессионалов, да и в случае, если вам даже удалось бы установить утечку, заново создать необходимую герметизацию получится, только полностью откачав хладагент, исправив систему и закачав хладагент снова. Без особого оборудования это не получится, следовательно, вывод один — когда не работает кондиционер, лучше вызвать специалиста. Кроме того, возможно, какую-то деталь придётся заменить, и вот тут следует делать упор на серьёзную контору, которая может обеспечить полный сервис, а не только подкачать хладагент в систему и этим ограничиться.
Поломка компрессора никогда не подразумевает одну лишь его замену, с которой справится и новичок, на счету которого не наберётся и десяток отремонтированных систем. В этом случае понадобится прочистить всю систему, выкачав, разумеется, предварительно весь хладагент, и тщательно промыв, а также заменив ресивер-осушитель на новый. Далее, хладагент вновь закачивается и система тестируется — как видите, с такой задачей только профессионал и справится. Если компрессор зашумел, лучше его проверить у мастера или просто поменять, это будет дешевле нестабильной работы. И хорошо, если ваш компрессор работает при помощи отдельного приводного ремня, а не многофункционального, вращающего сразу несколько узлов, ведь если компрессор заклинит — всё, машина встанет, и придётся искать пути обхода подшипника компрессора при помощи более короткого ремня, если он у вас, конечно, найдётся.
Бывает и так, что выходит из строя конденсатор, который скрыт сразу позади радиаторной решётки, непосредственно перед радиатором. Забивается время от времени и игольчатый регулирующий вентиль, очищать который следует, извлекая засор, а не вдувая его внутрь системы, как мог бы сделать непрофессионал.
Ещё кое-что важное.
В случае такой проблемы, как утечка хладагента, по сути, есть только один выход — замена всех резиновых шлангов, и при этом можно столкнуться с другой проблемой, а именно, как обеспечить герметизацию на фитингах, состарившихся морально и физически. Профессионал справится быстро, заменив, возможно, и фитинги, либо найдя другое решение.
Если утечка хладагента присутствует, это станет заметно очень скоро, когда упадёт давление в системе и кондиционер просто не включится, хотя он может отказаться работать и в том случае, если температура воздуха ниже, нежели задано для активации системы.
Слишком много масла или хладагента, оказавшийся в системе воздух, в виде блуждающего по ней пузырька, влага в системе, засорение испарителя или рёбер конденсатора, неправильная работа муфты компрессора — всё это может привести к нестабильной работе кондиционера, и, вполне вероятно, к скорой его поломке.
У нас ы всегда можете посмотреть онлайн фильмы в отличном качестве